Любой университет может восприниматься как бизнес. Давно не секрет, что руководящие должности в вузах – это большой соблазн заработать лишний миллион, ведь у верхушки оказываются под контролем большие деньги, которые можно распределить по компаниям родственников. А еще имущественные комплексы, которые можно сдавать в аренду, или земли, которые выгодно можно застроить. И КПИ тому пример.
Вспомним коррупционные скандалы, вспыхнувшие в медуниверситете имени Богомольца и одесском «медине». Весной «Центр расследований Украины» не одну программу посвятил госпоже Амосовой из Национального медицинского университета, а новости о ее увольнении-возврате-захвате помещений вуза догоняют нас до сих пор.
Читайте также: Жуткие тайны печально известного лагеря «Славутич», из-за халатности которого умерла девочка
Но там это уже настолько вышло за пределы здравого смысла, что это обсуждает вся страна. О КПИ таких историй как-то не слышно. Но Национальный университет «Киевский политехнический институт» тщательно проверил Илья Лукаш.
В случае с Амосовой нашлись неравнодушные студенты, не готовые мириться с жизнью в коррупционном княжестве, на которое постепенно превратили КПИ. Здесь и о совсем других масштабах идет речь, ибо только бюджет КПИ – это более миллиарда гривен в год, а ректор «вуза» Михаил Згуровский одновременно председатель наблюдательного совета «Укроборонпрома»,
– пояснил журналист.
История расследования началась с проверки письма одного из бывших студентов КПИ, которое пришло на почту Илье Лукашу. В письме расследователя заинтересовала реплика о том, что «фактически всеми закупками для ремонтов в КПИ занимаются семь компаний, шесть из которых напрямую связаны с проректором через подчиненных, жену и брата».
Ректор КПИ Михаил Згуровский одновременно председатель наблюдательного совета «Укроборонпрома»
Это действительно любимая схема чиновников: вроде бы и проводить конкурсы, но между «своими», вроде бы и в сторонние руки отдать деньги, но так, чтобы недалеко от собственного кармана. В случае с КПИ это приобрело вообще довольно очевидных и даже примитивных форм.
Есть отзывы студентов о состоянии общежитий. Напомню, именно на эти ремонты университет ежегодно тратит десятки миллионов: «нет воды, антисанитария», «дверь забили гвоздями, сказали, что ремонтируют, на деле – нет!» Мы за руку ремонтников не ловили, поэтому утверждать ничего не можем. Наиболее вероятным кажется мнение одного из студентов, что формально деньги выплачивают каким-то компаниям, а делают эти ремонты сами рабочие КПИ,
– отметил Лукаш.
Деньги университета идут непосредственно родственникам одного из проректоров, и следы этого легко найти даже в открытых документах. Две компании, которым этот проректор отдает заказ КПИ, принадлежат брату, в двух работала жена. Но журналисты – не следователи НАБУ или инспекторы НАПК, чтобы проверить происхождение денег и имущества проректора Ковалева. Но вопросы задавать могут. Например, как так случилось, что в одном из жилых комплексов, который возвышается почему-то среди студенческого городка, сразу в двух проректоров появились квартиры?
Проректор КПИ Владимир Ковалев отдает заказ КПИ компаниям родственников
К слову, оба эти проректоры имели отношение к решению, по которому и появился этот ЖК. Более того, выяснилось, что это не единичный случай, а целая система «дерибана» земель университета. Речь идет о почти пяти гектаров земли в очень престижном районе Киева. Поверхностный анализ сайтов по продаже земли в этом районе показывает, что ее минимальная стоимость составляет 100-120 миллионов гривен. За эти деньги можно было бы с нуля построить как минимум три десятиэтажных общежития.
Мы пытались говорить с руководством КПИ, присылали официальные запросы, вылавливали на публичных мероприятиях, но все напрасно. А не упоминал я его в этой программе только потому, что те студенты, которые помогали нам со сбором информации, вывели нас на настоящее разоблачение самого господина Згуровского, которому мы посвятим следующую программу. И поверь, поскольку речь пойдет о самом председателе наблюдательного совета «Укроборонпрома» и документы, которые впервые увидят свет – это будет несколько поразительно,
– подытожил Илья Лукаш.
Кто свел четыре жилых комплекса на землях КПИ, получали ли эти компании разрешения на застройку и сколько миллионов гривен профукали КПИ на подрядах – смотрите в расследовании.